|
    С распадом Советского Союза началась история современной России. Главная особенность этого этапа в том, что взамен советской системы в России началось утверждение нового государства. Его основы изложены в Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993г. В её первой статье указывается, что современная Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Конституция провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью. В ней указывается, что носителем суверенитета и единственным источником власти в новой России является её многонациональный народ. Он осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Государственная власть в современной России разделяется на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Согласно Конституции государственную власть в новой России осуществляет Президент, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), правительство и суды. В субъектах Российской Федерации образуются местные органы власти.     Конституция провозглашает Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Статья 8 Конституции гласит, что в России гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Конституция включает широкий круг прав и свобод человека и гражданина. Они признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.     Анализ изложенных конституционных основ нового российского государства свидетельствует о том, что она не имеет аналога в нашей истории. В нём решаются такие крупные задачи, которые никогда не осуществлялись ранее. Ныне утверждается президентско-парламентская республика, новое социально направленное правовое государство. В нём складывается современная рыночная экономика. Меняется социальная структура общества. Происходит качественный переворот в культуре, сознании людей, их поведении, имидже.     Россия, по существу, начала новую историческую модернизацию, призванную обеспечить её дальнейшее движение по пути к прогрессу. Данная модернизация отличается особой трудностью. Это объясняется прежде всего тем, что для неё требуются огромные средства, которые трудно изыскать и приходится заимствовать у иностранных правительств (если бы ещё меньше воровали...). Для успеха модернизации необходима также её научная разработка, обонованная комплексная программа перехода от старого к новому обществу. Не имея этого, Россия оказалась вынуждена составлять её в спешке, допуская ошибки, тем самым осложняя процесс обновления государства. Для модернизации нужны хорошо подготовленные реформистские кадры, которых явно не хватало в России. Сами реформы стали проводиться по указам президента сверху без достаточной поддержки снизу, что ещё более затруднило их реализацию.     Но основной трудностью современной модернизации России стало то, что она подвергла невиданным испытаниям общество в целом и каждого человека в отдельности, включая детей и стариков. Она породила опасность потери Россией статуса великой державы, превращения её во второразрядную страну. Возникла опасность разрушения экономического и военного потенциалов, потери достижений науки, культуры. Особенно болезненным стало снижение жизненного уровня огромной массы людей, ухудшение их общественного и материального положений. Всё это уже в самом начале модернизации обусловило неоднозначное отношение к ней в российском обществе, породило в нём определённый раскол. О предопределил острейшую борьбу по всем основным вопросам модернизационных реформ. И хотя удалось избежать открытой гражданской войны, борьба вокруг современных реформ в России вовлекла миллионы людей и приобрела особые формы.     Эта борьба связана со всеми направлениями модернизации России. Но прежде всего она проявилась в политической сфере. На её первом этапе до принятия новой Конституции в ней столкнулись прежде всего президентско-правительственная власть и поддерживающие её административные и общественные силы и, с другой стороны, Верховный совет, Съезд народных депутатов и их сторонники в проведении политики реформ. Это столкновение привело к референдуму 25 апреля 1993г., в ходе которого 62% голосовавших заявили о доверии президенту Б.Н. Ельцину, но не выступили за переизбрание Съезда народных депутатов. Политический кризис достиг своего предела после того, как 21 сентября 1993г. президент подписал указ о ликвидации Съезда народных депутатов и Верховного Совета, о проведении в декабре выборов в новые органы государственной власти - Совет Федерации и Государственную Думу, а так же референдума о новой Конституции страны. В этих условиях противостояние Верховного Совета и президентской власти вылилось 3-4 октября 1993г. в кровопролитие. Верховный Совет был ликвидирован, его защитники подавлены и сдались властям. 12 декабря 1993г. всенародным голосованием была принята новая Конституция Российской Федерации. В тот же день состоялись выборы в Государственную Думу. Они проводились как по одномандатным округам, так и по партийным спискам. С принятием Конституции России политическая борьба приняла конституционный характер (официально). Её острым моментом стали выборы в Государственную Думу в декабре 1995г., в результате которых в ней возросла роль народно-патриотических сил. Ещё более сложными оказались президентские выборы 1996г. Президент Б.Н. Ельцин добился во втором туре уверенной победы, но его противник - кандидат от народно-патриотических сил Г. Зюганов (Зюзя) также получил достаточно массовую поддержку избирателей.     Напряжённая борьба в политической сфере изначально переплелись с борьбой за выбор курса, форм и методов социально-экономических реформ России. Эти реформы начались с "шоковой терапии" Е.Т. Гайдара. Она включила обвальную либерализацию цен. В результате появились товары, но были потеряны сбережения миллионов граждан в сбербанках, многократно снизилась зарплата у работников бюджетной сферы, произошёл невиданный рост цен. Одновременно началась крупнейшая в истории реформа по разгосударствлению государственной собственности. Она включала прежде всего план "ваучеризации", разработанный А. Чубайсом, который предусматривал раздачу ваучеров, т.е. приватизационных чеков всему населению страны. Другой формой разгосударствления собственности стало её акционирование, т.е. создание акционерных обществ. Использовалось также и аукционирование, т.е. продажа собственности с аукциона, и в других формах. Всё это позволило обеспечить массовое разгосударствление собственности, но её владельцами стал узкий слой граждан России.     В прцессе экономических реформ возникла и новая банковская сиситема. Наряду с государственными банками и их отделениями были созданы частные банки и различные финансовые компании. Многие из них имели пирамидный характер, что привело к крупным потерям своих средств вкладчиками (август 1998г.). Важную роль в финансовой сфере стало играть в России свободное хождение иностранной валюты, прежде всего американских долларов и немецких марок. Созданная система обменных пунктов расширила использование этой валюты, позволила их владельцам обогатиться. Экономические реформы привели к расширению в стране рыночных отношений. Сократились государственная и корпоративная формы торговли, резко увеличился частный торговый сектор. Российский рынок оказался завален иностранными товарами. Но утвердившиеся новые рыночные отношения не приобрели цивилизационный характер, что нанесло большой вред госсударству, и малоимущим гражданам. В условиях перехода к рыночной экономике активизировалась борьба за первоночальное накопление капитала. В ней использовались как законные, так и незаконные, в том числе и криминальные, методы.     Переход к частной собственности, рыночным отношениям вызвал и частное предпринимательство. Но оно проявилось прежде всего в финансовой сфере, в развитии рынка, различных услуг. В то же время оказалось не так заметно в сфере материального производства, которое резко сократилось. Падение производства повлекло за собой массовые неплатежи предприятий, сократились их отчисления в госбюджет, в пенсионный фонд, увеличилась невыплата зарплаты рабочим.     Ладно, хватит о плохом. Конечно, всё не так плохо как может показаться. В конце концов мы всё-таки встаним на ноги. И ещё: ИСТОРИЮ ТВОРИМ МЫ САМИ!!! |